Рекомендации первого межрегионального (координационного)
семинара по вопросам регистрации субъектов экономической
деятельности и лицензирования отдельных видов
деятельности
3.
Подробный комментарий рекомендаций.
3.1 Государственная регистрация
-
Как
общий принцип, любые действия регистрирующего
органа, влияющие на содержание прав и обязанностей
заявителя, должны совершатся в форме письменного
акта, содержащего, в частности, сведения о
дате и основаниях решения.
Данная
рекомендация выработана на основе существующей
правоприменительной практики. Федеральное
законодательство минимально регулирует процедуру
государственной регистрации. В этой связи
на сегодняшний день при нарушении регистрирующим
органом установленных законом правил регистрации
достаточно проблематично доказать его вину
при судебном разбирательстве, поскольку многие
действия совершаются без соответствующего
документального сопровождения. В качестве
примера можно привести многочисленные факты
требования регистрирующими органами документов,
не предусмотренных законом (в частности, документов,
подтверждающих местонахождение органов управления
компании, указанных в учредительных документах).
Вместе с тем доказать существование таких
фактов при судебном обжаловании не возможно.
В
том же случае, когда регистрирующий орган
выдает заявителю документы об отказе в регистрации
либо о представлении дополнительных документов,
необходимых для регистрации, зачастую они
содержат резолютивную часть без обоснования
принятого решения.
Выходом
из создавшейся ситуации, по мнению экспертов,
может стать введение обязанности должностных
лиц регистрирующего органа все свои действия,
влияющие на содержание прав и обязанностей
заявителя, совершать в форме письменного акта,
содержащего мотивировочную часть, в которой
отражаются ссылки на конкретные правовые нормы,
обосновывающие данное решение, а также указание
на то, в чем заключалось нарушение заявителем
установленного порядка регистрации.
Представляется
также необходимым в законе возложить бремя
доказывания при судебном обжаловании действий
(бездействия) должностных лиц регистрирующего
органа непосредственно на регистрирующий орган.
-
Любое негативное для заявителя решение регистрирующего
органа должно допускаться по исчерпывающим основаниям,
предусмотренным в Законе.
Рекомендация
направлена на максимальное сужение пределов
усмотрения должностных лиц регистрирующего органа
в отношении принимаемых ими решений.
- В
Законе надлежащим образом должен быть описан
порядок действий регистрирующего органа и все
виды принимаемых им решений.
Действующее
законодательство о государственной регистрации
определяет лишь перечень необходимых для регистрации
документов и сроки регистрации. Исходя из этого
регистрирующие органы самостоятельно устанавливают
процедуры регистрации. В этой связи, в целях
формирования единого правового пространства
представляется необходимым установить единый
порядок регистрации на всей территории Федерации.
В
этой связи в Законе должен быть регламентировано
совершение всех действий со стороны регистрирующего
органа, также определены виды принимаемых решений.
Представляется, что в качестве последних можно
рассматривать:
- решение о принятии документов;
- решение об оставлении заявления без движения;
- требование о предоставлении дополнительных
документов в определенный в Законе срок;
- решение о возвращении представленных документов
по запросу заявителя при оставлении заявления
без движения; - решение о внесении в реестр;
- отказ во внесении сведений в реестр;
- аннулирование записи в реестре.
При
разработке административных процедур в процессе
регистрации законодателю рекомендуется обратиться
к опыту регламентации аналогичных правоотношений
в области арбитражного процессуального права
и законодательства о конкуренции.
- Общий
срок государственной регистрации до внесения
сведений в реестр не должен превышать 21 день
с момента получения заявления.
Принимая
во внимание, что процедура государственной регистрации
включает в себя постановку на учет во все необходимые
государственные органы, выполняющие функции
контроля и статистики, а также основываясь на
практике регистрации стран - участников Европейского
Союза, эксперты определили максимальный срок
государственной регистрации - 21 день с момента
получения заявления о регистрации. При предъявлении
требования со стороны регистрирующего органа
о предоставлении дополнительных документов,
необходимых для регистрации, течение указанного
срока должно приостанавливаться.
- Все
споры, возникающие в связи с ведением реестра,
должны разрешаться в соответствии с правилами
подведомственности, установленными в процессуальном
законодательстве. Вне связи с рассматриваемым
Законом, разрешение данных споров должно быть
отнесено к компетенции арбитражных судов.
Действующее
процессуальное законодательство решает вопрос
о подведомственности споров, возникших в процессе
государственной регистрации, в зависимости от
категории учредителей. Если учредителем будущего
участника экономической деятельности является
юридическое лицо, то разрешение указанных споров
отнесено к компетенции арбитражных судов, а
если в качестве учредителя выступает гражданин,
то споры о регистрации рассматриваются судами
общей юрисдикции. Такое положение дел привело
к тому, что высшие судебные инстанции системы
судов общей юрисдикции и системы арбитражных
судов нередко проводят прямо противоположную
политику решения какой либо категории споров.
Это сильно подрывает принцип законности судебных
решений. Поэтому, исходя из правовой природы
споров, связанных с государственной регистрацией
и ведением единого государственного реестра,
их разрешение должно быть отнесено к подведомственности
арбитражных судов.
- Обеспечение
принципов и реализации быстрого и реального
доступа к сведениям реестра, в частности, в
контексте федеративного устройства РФ.
В
качестве основного способа обработки, хранения
и распространения соответствующей информации
рекомендуется использовать соответствующие современные
информационные и телекоммуникационные технологии.
Представляется целесообразным при организации
ведения единого государственного реестра использование
опыта многих стран по открытию доступа к сведениям
государственного реестра через Интернет.
- Необходимость
четкого определения в Законе содержания и соотношения
понятий "место нахождения", "юридический адрес",
"почтовый адрес", "место нахождения исполнительного
органа" и "место регистрации" юридического лица.
Действующее
законодательство широко использует все вышеперечисленные
термины, но при этом не определяет их содержание.
Нередко на практике это приводит к неоднозначному
толкованию того или иного термина.
Кроме
этого требует развитие положение статьи 54 Гражданского
кодекса Российской Федерации, согласно которому
место нахождения юридического лица определяется
местом его государственной регистрации. Буквальное
толкование приводит к выводу о том, что местом
нахождения является территория юрисдикции регистрирующего
органа. Например, если лицо зарегистрировано
в регистрационной палате г. Иркутска, то местом
нахождения лица соответственно будет г. Иркутск.
Определение
места нахождения юридического лица играет большое
значение при решении вопроса о создании его
представительств или филиалов. Согласно статье
55 Гражданского кодекса Российской Федерации
создание филиалов или представительств возможно
только вне места нахождения самого юридического
лица. Поэтому в рассматриваемом случае для компании,
зарегистрированной в г. Иркутске, создание филиалов
и представительств также в г. Иркутске запрещено.
Следующие
страницы... 1 2
3
4
5
6 7
|
|
|
Межрегиональный
семинар
Подробный
комментарий
рекомендаций
|