Английский


Рекомендации первого межрегионального (координационного) семинара по вопросам регистрации субъектов экономической деятельности и лицензирования отдельных видов деятельности

3. Подробный комментарий рекомендаций.

3.1 Государственная регистрация

  1. Разработка и реализация концепции специального федерального закона о фирме (фирменном наименовании) вне связи с рассматриваемым Законом.
          В соответствии с положением статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок использования фирменного наименования юридического лица определяется законом и иными нормативными правовыми актами. В настоящее время данный вопрос регулируется Положением о фирме, утвержденным Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР и Совета народных комиссаров СССР от 22 июня 1927 г. Однако, поскольку государственная регистрация субъектов экономической деятельности неразрывно связана с фирменным наименованием представляется необходимым наряду с Законом о государственной регистрации принятие Федерального закона о фирменном наименовании юридических лиц, отвечающего современным экономическим реалиям.
  2. При принятии Закона решить вопрос о правовой природе регистрационного сбора.
          Государственная регистрация есть разрешительная деятельность государства, предполагающая взимание определенного денежного сбора за осуществление юридически значимых действий в отношении учредителей регистрируемого субъекта предпринимательства. В этой части, возникающие отношения подпадают под предмет регулирования Налогового кодекса Российской Федерации, определяющего:
    - виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
    - основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
    - права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
          При этом под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий (ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации).
          Статьями 13 - 15 Налогового кодекса Российской Федерации определяются виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Однако, в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О введение в действие второй части Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты о налогах" положения ст.ст. 13-15 в настоящий момент не применяются до признания утратившим силу Закона РСФСР "Об основах налоговой системы в РФ". Поэтому существующая система налогов и сборов устанавливается статьями 19 -20 Закона РСФСР "Об основах налоговой системы в РФ". (Статья 3 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (в ред. Федерального закона № 118 - ФЗ от 5 августа 2000 г.))
          При этом налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются (ст.2 Федерального закона "О введение в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"). Если проанализировать положения ст. ст. 19, 20 и ст. 21 указанного Закона РСФСР, то можно сделать вывод о том, что взимание сбора за регистрацию юридических лиц не предусмотрено федеральным законодательством; соответственно указанный регистрационный сбор не может быть установлен как федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления до тех пор, пока не будут внесены изменения в Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в РФ".
          Таким образом, для легализации взимания регистрационного сбора необходимо подготовить отдельный проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
  3. В Законе исчерпывающим образом урегулировать вопросы исключения из единого государственного реестра.
          При разработке Закона представляется необходимым особое внимание акцентировать на механизмах исключения СЭД из единого государственного реестра. При этом должны быть предусмотрены случаи применения административного порядка исключения из реестра, а также особые случаи исключения из реестра в судебном порядке.
3.2 Лицензирование
  1. Предусмотреть предоставление регистрирующим органом информации по запросу лицензирующего органа.
          В связи с тем, что в единый государственный реестр предполагается внесение значительного объема информации о деятельности субъектов экономической деятельности, представляется целесообразным возложить на регистрирующий орган обязанности предоставлять по запросу лицензирующего органа информацию, необходимую для выдачи лицензии.
  2. Сокращение числа видов деятельности, подлежащих лицензированию.
          Экспертами выработано предложение проводить лицензирование только видов деятельности, которые осуществляются в наиболее чувствительных сферах для государства, и регулирование которых не может осуществляться иными административными методами, кроме как лицензированием (имеется в виду сертификация, аккредитация и т.д).
  3. Необходимость отражения всех лицензируемых видов деятельности в одном документе (Законе).
          Согласно действующему Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат виды деятельности, указанные не только в статье 17 данного Федерального закона, но и иными нормативными актами, число которых настолько велико, что в настоящее время зачастую тот или иной вопрос, связанный с лицензированием, решается совершенно по разному в отдельных правовых актах. Определение всех лицензируемых видов деятельности в одном законодательном акте позволило бы упорядочить регламентацию отношений по лицензированию отдельных видов деятельности.
  4. Определение конкретных лицензионных требований и условий, ограничение их только требованиями, необходимыми для данного вида лицензируемой деятельности.
          В соответствии с ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", несоблюдение лицензионных требований может повлечь аннулирование лицензии. При этом в качестве обязательных лицензионных требований и условий закон закрепляет "соблюдение законодательства, экологических, санитарно - эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности". Таким образом, Закон не дает четкого определения лицензионных требований и условий, и потому такая норма в совокупности с правом лицензирующего органа "проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия осуществляемой им деятельности лицензионным требованиям и условиям" делает очень вероятным произвол: с одной стороны, любое весьма незначительное нарушение законодательства может повлечь процедуру аннулирования лицензии, с другой - лицензирующий орган вправе проверять любые стороны деятельности лицензиата.
          В этой связи экспертами предложено внести в Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" поправки, связанные с определением "лицензионных требований и условий" как условий соблюдения законодательства, связанного с осуществлением соответствующего вида лицензионной деяятельности.
  5. Урегулирование в Законе вопроса продления срока действия лицензии, условий продления.
          В настоящее время продление срока действия выданной лицензии, согласно вышеуказанному Федеральному закону, производится в порядке, установленном для ее получения. По мнению экспертов, это необоснованно усложняет процедуру. В качестве условия продления лицензии предлагается отсутствие документально подтвержденных случаев нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. То есть в случае отсутствия нарушений по ведению хозяйствующим субъектом лицензируемой деятельности процедура получения лицензии на новый срок должна состоять исключительно из заявления предпринимателя о продлении лицензии и соответствующего решения лицензирующего органа.
          При этом также предложено рассмотреть вопрос о возможности выдачи бессрочной лицензии.
3.3 Адресаты рекомендаций
  1. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.
  2. Комитет по предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации.
  3. Министерство юстиции Российской Федерации.
  4. Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следующие страницы...    1  2   3   4   5   6   7

 

LPEO
  Межрегиональный
           семинар

    Подробный комментарий
     рекомендаций

 

 

 

 

 


 

Гостевая книга - Галерея - Контакты- E-mail  


Copyright ©  2001 P'Art Studio. All rights reserved.